08.08.2024 11:22
Новости.
Просмотров всего: 9072; сегодня: 1.

История создания Московской консерватории им. П.И. Чайковского

История создания Московской консерватории им. П.И. Чайковского

История Московской консерватории началась с открытия небольшого отделения Русского музыкального общества в 1860 году. Главным его руководителем был назначен Николай Григорьевич Рубинштейн. На тот момент ему было всего 25 лет, но он уже был знаменитым пианистом, среди поклонников которого числилось и состоятельное дворянство, которое всячески поддерживало своего кумира. Но не столько связи в высшем обществе, сколько организаторский талант Рубинштейна позволил за очень короткий срок, всего за 10 лет, превратить Москву из музыкального «захолустья» в мировой центр культуры и исполнительства.

В первый же год им организуется профессиональный хор, проводятся концерты симфонического оркестра музыкального общества, открываются общедоступные музыкальные классы, заложившие основы будущей Московской консерватории. Рубинштейн давно уже мечтал об учреждении высшего учебного музыкального заведения и воплотить задуманное смог благодаря заслуженной репутации Музыкального общества. Заручившись поддержкой императорской семьи, он сумел собрать необходимые средства для создания Московской консерватории.

На нужды консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн часто отдавал собственные деньги, а когда их не хватало, не раздумывая брал в долг, расплачиваясь потом гонорарами от своих концертов. На 10-летие консерватории москвичи подарили музыканту огромный серебряный поднос с грудой рваных бумажек. Это были долговые расписки и векселя Рубинштейна, оплаченные благодарными любителями музыки.

1 сентября 1866 года в доме баронессы Черкасовой на Воздвиженке состоялось торжественное открытие нового учебного заведения. Музыкальная жизнь Московской консерватории началась с исполнения Петром Чайковским на рояле увертюры из оперы Глинки «Руслан и Людмила» и сонаты Бетховена для фортепиано и виолончели, исполненной Николаем Рубинштейном и Бернгардом Косманом.

Директорство Рубинштейн совмещал с должностями преподавателя, дирижера симфонического оркестра и концертирующего пианиста. Его отношение к консерватории как к святыне заложило духовные основы музыкального образования в России. В первые годы работы в консерватории было четыре профессора фортепиано и два профессора скрипки; если учащиеся не имели хорошей подготовки, то занимались с адъюнктами. Студент сам выбирал себе класс одного из профессоров, под руководством которого проходил весь курс обучения. А учиться было у кого, ведь занятия вели лучшие музыканты того времени: Петр Чайковский, Иосиф Венявский, Фердинанд Лауб, Людвиг Минкус, Александра Александрова-Кочетова…

Через несколько лет здание на Воздвиженке стало тесным. Консерватория, в которой в 1868 году обучались 184 студента, арендовала старинное здание семьи Воронцовых на Большой Никитской улице, а впоследствии приобрела его. Но уже через 15 лет вновь возникла необходимость в расширении. Консерватория нуждалась в собственном концертном зале, да и количество студентов выросло до 500 человек. Автором проекта перестройки дома стал архитектор Василий Загорский. Сохранили лишь фасадную стену главного корпуса с полуротондой на уровне двух нижних этажей, остальное было сломано и выстроено заново. К осени 1897 года консерватория получила учебные классы, отлично приспособленные для специфики музыкального образования.

Новое здание

Делом жизни второго директора консерватории Василия Ильича Сафонова стало строительство нового здания. Огромную сумму в 400 тысяч рублей внес император Александр II, более 200 тысяч пожертвовал купец Г.Г. Солодовников, мебель и оборудование оплатила семья Морозовых, орган подарен фабрикантом С. П. фон Дервизом, мраморные лестницы за свой счет поставил сам архитектор Загорский. Кроме того, архитектор безвозмездно работал над проектом здания и осуществлял руководство строительством.

В день памяти Петра Чайковского, 5 октября 1898 года, открылся Малый зал консерватории. Учащиеся начали учебный год в новом помещении концертом из произведений великого композитора. Уникальный по своим акустическим параметрам камерный концертный зал служил также актовым залом для официальных мероприятий, поэтому был украшен портретами членов императорской семьи, покровительствующих консерватории и Русскому музыкальному обществу. В аванзале разместились мраморные доски с именами выпускников, окончивших консерваторию с золотыми медалями.

В 1901 году наконец-то были завершены работы по строительству нового здания, что торжественно отметили открытием Большого зала Московской консерватории, в котором был установлен орган работы мастера Аристида Кавайе-Коля. Концертный зал впечатляет обилием света, дворцовым обликом отделки. Возвышенное настроение подчеркивают 14 портретов-медальонов великих композиторов: Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Глюка, Вагнера, Глинки, Чайковского, Рубинштейна и Бородина работы академика живописи Н.К. Бондаревского. Но главным достоинством Большого зала остается его непревзойденная акустика, которой удалось добиться благодаря технически безупречному проекту Загорского, тщательно подобранным строительным материалам, двойному потолку зала с прослойкой воздуха, раковине эстрады, прекрасно отражающей звук. 

С 1958 года в зале проводится престижный Международный конкурс имени П.И. Чайковского.

Орган Большого зала — гордость консерватории. Величайший инструмент, заказанный в Париже, уступал размерами только органу Домского собора в Риге. Орган был сделан на средства железнодорожного магната барона фон Дервиза, дети которого обучались у П.И. Чайковского. Многие специалисты приравнивают ценность органа Большого зала к скрипкам Страдивари.

На этом расширение консерватории не закончилось. В 1983 году в комплекс зданий Московской консерватории вошло красивейшее здание классицизма конца XVIII — XIX века — городская усадьба Колычевых. В 1886–1918 годах здесь находилось Синодальное певческое училище, для которого со двора был пристроен большой зал с хорами. Любимый исполнителями и слушателями за «полетную» акустику нарядный бело-голубой зал был открыт после долгой реставрации в 1983 году концертом гениального пианиста Святослава Рихтера. В 1986 году зал стал «Рахманиновским» в честь великого композитора, выпускника Московской консерватории.

В настоящее время Московской консерватории присвоен статус университета, который не имеет больше ни один музыкальный вуз страны. Сбылись надежды Рубинштейна о том, что выпускники консерватории станут виртуозными исполнителями, а произведения русских композиторов — мировым достоянием.

Музей Н.Г. Рубинштейна

В память об основателе консерватории Николае Рубинштейне был создан музей его имени. В бывшем кабинете первого директора хранятся реликвии, связанные с историей консерватории. В 1943 году на основе его экспозиции был создан Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Научно-музыкальная библиотека им. С.И. Танеева

Библиотека Московской консерватории создана в 1909 году, в наши дни входит в пятерку крупнейших музыкальных библиотек мира, а по собранию русской музыки не имеет себе равных. Фонд библиотеки — около 1,5 миллиона экземпляров, среди них 20 тысяч редчайших партитур и рукописей.

ЦМШ при Московской консерватории

Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. Чайковского создана в 1935 году на основе Детского отделения под руководством профессора А. Гольденвейзера и директора консерватории С. Шацкого. Особое учебное заведение с уникальной системой раннего профессионального образования окончили знаменитые музыканты Владимир Ашкенази, Максим Венгеров, Эдуард Грач, Наталья Гутман, Олег Каган, Леонид Коган, Владимир Крайнев, Николай Петров, Михаил Плетнев, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Николай Луганский, Денис Мацуев.

Памятник Петру Чайковскому

С 1940 года Московская консерватория носит имя Петра Ильича Чайковского, ее выпускника и преподавателя. В 1954 году в сквере перед главным корпусом великому композитору был открыт памятник работы скульптора Веры Мухиной. Первый вариант памятника был торжественным и официальным — Мухина хотела изобразить Чайковского дирижирующим оркестром. Но небольшое пространство сквера у консерватории изменило творческий замысел. Памятник стал более камерным и одухотворенным. Это образ Чайковского — композитора, сидящего за пюпитром. Великий музыкант готовится записать музыкальную фразу, левой рукой по-дирижерски отсчитывая ритм. Вокруг памятника установлена бронзовая решетка с шестью фрагментами произведений Петра Ильича: оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой симфонии, Первого концерта, Скрипичного концерта и романса «День ли царит…». Памятник является объектом культурного наследия федерального значения.

Святая Цецилия

Стеклянное полотно с изображением святой Цецилии — покровительницы музыкантов — было установлено в Большом зале Московской консерватории с момента его открытия. Но во время Великой Отечественной войны оно было разбито. Долгое время осколки пролежали на складе, а потом исчезли. А место Цецилии заняла картина Ильи Репина «Славянские композиторы». Однако во время масштабной реставрации зала и возвращения ему первоначального облика было решено воссоздать витраж по сохранившимся фотографиям, и 8 июня 2011 года он вернулся на прежнее место.

Фото: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. История.РФ.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10870 публикаций
Сайт: www.culture.ru/materials/256746/moskovskaya-gosudarstvennaya-konservatoriya-im-p-i-chaikovskogo
Поделиться:

Интересно:

Москва представит опыт «умного города» на GITEX Asia Singapore 2025
22.04.2025 11:16 Мероприятия
Москва представит опыт «умного города» на GITEX Asia Singapore 2025
Москва представит лучшие городские практики в сфере цифровизации и устойчивого развития на международной выставке GITEX Asia Singapore 2025. На стенде Москвы будут представлены ключевые технологические компании и научно-образовательные организации столицы, демонстрирующие передовые решения в сфере ИТ, городского управления, видеоаналитики, коммуникаций и цифровой безопасности. Среди участников — разработчик программных решений для органов власти KeySystems, компания VisionLabs, специализирующаяся на технологиях распознавания лиц и видеоаналитике для «умного города», а также Fivegen, представившая систему мониторинга состояния городской среды на основе видеодетекторов. Инновационные коммуникационные решения продемонстрирует IVA Technologies, в том числе защищённые платформы видеосвязи для госструктур и бизнеса. Высокотехнологичные симуляторы и обучающие комплексы представит...
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
22.04.2025 10:09 Аналитика
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
Чтобы понять обстановку, сложившуюся к 22 апреля 1945 года, необходимо начать с того, что предшествовало штурму Берлина. К концу марта 1945 г. военное положение Германии было патовым, хотя Вермахт продолжал оказывать активное сопротивление и насчитывал до 220 дивизий и бригад. Также в распоряжении немцев оставалось большое количество вооружения, а людские резервы позволяли организовать многочисленный фольксштурм. Проблемы со снабжением были обусловлены потерей Рурского региона, где располагались производственные мощности фирмы «Крупп». Сложившаяся ситуация вынуждала командование Вермахта переходить к глубокоэшелонированной обороне, задача которой заключалась в затягивании военный действий с СССР для подписания сепаратного мира с США и Великобританией. Подобная стратегия предполагала ослабление фронта на западе и переброску частей в сторону продвигающихся советских войск. В кратчайшие...
Конференция "Белые ночи-2025" соберет более 250 женщин-лидеров
22.04.2025 00:18 Мероприятия
Конференция "Белые ночи-2025" соберет более 250 женщин-лидеров
III Конференция «Белые ночи-2025», организованная Межрегиональной Ассоциацией женского бизнеса, будет проходить 5-7 июня в г. Санкт-Петербурге. Мероприятие пройдет в преддверии Петербургского международного экономического форума -2025.На конференции «Белые ночи» соберутся более 250 успешных женщин-предпринимателей, топ-менеджеров, общественных деятелей и экспертов из разных сфер бизнеса. Это уникальная площадка для нетворкинга и установления деловых связей. Программа конференции включает в себя три тематических блока: взаимная выгода, доверие и прозрачность. Мероприятие проходит под девизом: «Стратегия ХХI века: доверие, взаимная выгода и прозрачность». В центре внимания - темы построения успешного бизнеса, ценность бизнес-образования, партнерство и открытость к диалогу и новым возможностям. Такие ценности как честность, справедливость и уважение - создают основу для доверия и...
Что предприняла 18-летняя девушка, вступившая в бой с 12 нацистами
21.04.2025 17:14 Персоны
Что предприняла 18-летняя девушка, вступившая в бой с 12 нацистами
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне историки напомнили о подвиге старшины медицинской службы Ксении Константиновой, которая в неравной схватке расправилась с немецкими солдатами, прикрывая собой раненых. Противник ей этого не простил. Ксения Константинова родилась в 1925 году в селе Сухая Лубна Липецкой области. Росла в уважаемой семье учителя, помогала родителям по дому, сидела с младшими братьями. Согласно архивным данным, девочка стремилась научиться читать и писать с раннего детства, неоднократно проявляла смелость и твердость характера. Однажды она спасла соседского мальчика от нападения бродячих собак. Встав на его защиту, она сама не заметила, как оказалась в окружении разозленных четвероногих. Получила травмы, но ребенку помогла. В 15 лет, в 1940 году, Ксения поступила в Липецкую фельдшерско-акушерскую школу, мечтая стать врачом. Там она проучилась до 1942 года, а...
К годовщине завершения битвы за Москву 1941–1942 гг.
20.04.2025 12:12 Аналитика
К годовщине завершения битвы за Москву 1941–1942 гг
«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. Она похоронила план "Барбаросса"». Маршал Г. К. Жуков  В начале сентября 1941 г. немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. План операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга. 30 сентября 1941 г. началась Московская стратегическая оборонительная операция. В результате кровопролитных боёв и упорного сопротивления советских войск в ноябре 1941 г. наступление немцев было остановлено. А 5-6 декабря 1941 г., когда стало ясно, что наступательные возможности противника исчерпаны, советские войска перешли в контрнаступление. В...